Арест морского судна

Арест морского судна, как эффективный способ защиты интересов участников торгового мореплавания
Никита Шляхов

Арест судна в торговом мореплавании является важным правовым институтом, направленным на защиту прав кредитора. Целью ареста морского судна является понуждение должника предоставить в установленном законом порядке требуемое кредитором обеспечение, а в случае его не предоставления, — удовлетворить за счет стоимости судна имущественные требования кредитора после вынесения соответствующего судебного акта.

Основными нормативно-правовыми актами в сфере ареста судов является Международная конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952 года (далее, «Конвенция»), к которой Российская Федерация присоединилась в 1999 году, а так же глава 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), за основу которой взяты положения этой международной конвенции.

Согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции под арестом судна понимается задержание судна в порядке судебного производства для обеспечения морского требования, но не для исполнения уже вступившего в силу решения суда. Часть 1 статьи 388 КТМ РФ дает по сути аналогичное определение ареста судна, с конкретизацией применительно к национальному законодательству.

Судно может быть арестовано только по морскому требованию. Статья 389 КТМ РФ содержит внушительный перечень требований, которые относятся к морским требованиям. В частности, это могут быть требования связанные с ремонтом судна, портовыми и канальными сборами, лоцманской проводкой, любыми договорами по эксплуатации судна, требования связанные с заработной платой капитана судна и экипажа, утратой или повреждением груза, любым спором, связанным с правом собственности на судно и другие.

По смыслу статьи 388 КТМ РФ и положений Конвенции, арест судна по морским требованиям имеет обеспечительный характер и не применяется в целях принудительного исполнения судебных актов, уже вступивших в законную силу. Кроме того, судно может быть арестовано, даже если рассмотрение морского требования предусматривается в иностранном суде или арбитраже, в соответствии с юрисдикционной или арбитражной оговоркой.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Конвенции процедуры, связанные с арестом судна и процессуальные вопросы возникающие по этому поводу регулируются законодательством государства, в котором осуществлен арест или подано заявление об аресте.

Поскольку нормы Кодекса торгового мореплавания РФ являются нормами прямого действия, то отсутствие в процессуальных кодексах специальных норм об аресте судов, не может служить основанием для непринятия заявлений заинтересованных лиц и вынесению соответствующих судебных актов об аресте судов.

Так, заявление об аресте судна может быть подано в порядке обеспечительных мер, предусмотренных главой 8 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), в рамках уже открытого судебного производства, в том числе стороной третейского разбирательства, если непринятие обеспечительных мер может усложнить или сделать невозможным исполнение судебного акта или нанести значительный ущерб заявителю.

Кроме того, на основании статьи 99 АПК РФ, заявление об аресте судна может быть подано в порядке принятия предварительных обеспечительных мер, то есть еще до подачи иска. Такое заявление подается в арбитражный суд по месту нахождения судна.

Согласно Обзору судебной практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания российской Федерации (информационное письмо Президиума высшего арбитражного суда РФ от 13 августа 2004 г. N 81) заявление об аресте морского судна в порядке предварительных обеспечительных мер подсудно арбитражному суду субъекта РФ, на территории которого расположен порт, в который зашло судно.

Требования к содержанию заявления об обеспечительных мерах и о предварительных обеспечительных мерах изложены в статье 92 АПК РФ.

Отличительной особенностью применения ареста судна, как предварительной обеспечительной меры, является обязательное требование о предоставлении заявителем встречного обеспечения в размере указанной в заявлении суммы.

Согласно со статьей 94 АПК РФ встречное обеспечение может быть произведено путем внесения на депозитный счет суда денежных средств, либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на сумму требования. Если доказательства, подтверждающие встречное обеспечение не представлены, арбитражный суд оставляет такое заявление без движения до устранения недостатков.

Рассмотрение заявления об аресте судна в порядке обеспечительных мер осуществляется судьей единолично, без вызова сторон, не позднее следующего дня после его подачи в арбитражный суд.

Для того чтобы заявление об аресте морского судна было удовлетворено, арбитражный суд должен установить по крайней мере следующие обстоятельства:
— о том что требование является морским;
— лицо, ходатайствующее об аресте судна, является надлежащим истцом (заявителем);
— судно, в отношении которого заявляется арест, принадлежит так или иначе ответчику (на праве собственности, эксплуатируется по бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру );
— неприменение ареста судна может в дальнейшем может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе за пределами Российской Федерации, или причинить значительный ущерб заявителю.
— судно в данный момент находится на территории Российской Федерации
— обеспечительные меры соразмерны заявленным требованиям.

С этой целью заявителю надлежит представить в суд надлежащие доказательства.

Так, при наличии морского требования, вытекающего из ремонта судна, в арбитражный суд могут быть предоставлены контракты на ремонт судна, акты приема-передачи судна из ремонта, письма из банков; при морском требования из перевозки грузов — чартеры, коносаменты, накладные; при возникновении требований из снабжения судна — дисбурсментские счета; при ущербе окружающей среде — доказательства, подтверждающие факт загрязнения конкретным судном и. т.п.

Принадлежность судна ответчику (владение) может подтверждаться сведениями из судовых реестров, свидетельством о праве собственности на судно, письмами портовых властей и государственных органов, сведениями из международных информационных систем, чартерами и др. Так же необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 3 Конвенции собственником судна считается лицо, если все доли в праве собственности принадлежат этому лицу.

Доказательствами нахождения судна на территории Российской Федерации могут быть письма таможенных и пограничных органов, информация от капитана порта, сведения из электронных баз данных.

По результатам рассмотрения заявления об аресте судна в качестве обеспечительной меры (предварительной обеспечительной меры) арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. На основании данного определения выдается исполнительный лист.

В случае вынесения определения о предварительных обеспечительных мерах суд устанавливает срок не превышающий пятнадцать дней для подачи искового заявления ( ч.5 ст.99 АПК РФ). Если исковое заявление будет подаваться в другой суд, нежели тот который вынес определение, заявитель обязан уведомить об этом арбитражный суд.

В части 1 статьи 7 Конвенции предусмотрены случаи, когда суд наложивший арест на судно имеет компетенцию рассматривать иск по существу. Согласно частям 2,3 статьи 7 Конвенции, если суд арестовавший судно не компетентен рассматривать иск по существу, то он устанавливает срок, в течение которого лицо, имеющее морское требование, должно предъявить иск в компетентный суд. Если стороны договорились передать спор для разрешения в конкретный суд, то суд арестовавший судно может, но не обязан, установить вышеназванный срок для подачи иска.

Таким образом, пятнадцатидневный срок для подачи искового заявления, установленный ч. 5 ст. 99 АПК РФ, применяется только в случае, если арбитражный суд, вынесший определение об обеспечении, компетентен рассматривать спор по существу.

Согласно части 4 статьи 7 Конвенции, если иск не будет предъявлен в суд в установленный срок, то ответчик вправе ходатайствовать об освобождении судна из-под ареста.

Как указано в статье 391 КТМ РФ, судно может быть освобождено из-под ареста на основании постановления суда (арбитражного суда) в случае предоставления обеспечения в необходимом размере и приемлемой форме. Размер такого обеспечения не должен превышать стоимости судна.

В соответствие со статьей 97 АПК РФ отмена обеспечительных мер производится на основании заявления одной из сторон. Заявление рассматривается в пятидневный срок. В случае предоставления ответчиком встречного обеспечения, рассмотрение вопроса об отмене обеспечительных мер происходит не позднее следующего дня после предоставления в суд документов, подтверждающих встречное обеспечение.

Как видим, арест судна по морским требованиям может применяться в качестве эффективной обеспечительной меры с особенностями, установленными национальным морским законодательством и международно-правовыми актами в этой сфере.

(2017) Автор: юрист, Никита Шляхов