Никита Шляхов
Юрист г. Краснодар +7 (978) 847-35-60

Cейчас в средствах массовой информации много разговоров о так называемой «мусорной реформе», которая стартовала с начала 2019 года.  В основном речь идет о недопустимости повышения стоимости услуги по обращению с ТКО в связи с нововведениями, о том, как различные регионы  справляются с поставленными задачами по внедрению нового механизма, об отношениях различных субъектов, участвующих в процессе обращения с ТКО и.т.п.  Однако о том, что «мусорная реформа» значит  для рядового потребителя говорится немного, а о правовых аспектах и условиях  предоставления данной коммунальной услуги практически ничего.

Обращение с ТКО является коммунальной услуги, наряду с электроэнергией, водоснабжением, водоотведением и отоплением. Правда, в отличии других коммунальных услуг,  обращение с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Ранее услуга по вывозу мусора включалась в состав платы за содержание жилого помещения, размер которой утверждается на общем собрании собственников дома по предложению управляющей компаний, что на деле означало непрозрачность формирования цены и возможность злоупотреблений со стороны УК.

Предоставление услуги по обращение с ТКО происходит на основании договора, который заключается с Исполнителем данной услуги.  В многоквартирном доме Исполнителем будет считаться  управляющая компания, ТСЖ или кооператив в зависимости от выбранной формы управления.

Условия  договора, если Исполнителем является управляющая компания, должны быть отражены в договоре на управление, а если Исполнителем является ТСЖ или кооператив  в отдельном договоре на предоставление услуги по обращению с отходами. Собственник или владелец жилого дома по своему выбору может заключить договор с региональным оператором или СНТ, у которого уже заключен договор с региональным оператором.

Собственники коммерческой недвижимости в жилом доме обязаны заключить договор непосредственно с региональным оператором. Однако, на практике становится очевидны некоторые несогласованности между законодательными актами по этому вопросу.

Так, согласно законодательным нормам в сфере предоставления коммунальных услуг населению договор на обращение с ТКО должен заключить именно собственник нежилого помещения, тогда как согласно нормам законодательства по обращению с отходами, такой договор может заключить и арендатор  помещения (лицо непосредственно «производящее» отходы).

С целью избежания конфликтов с управляющими компаниями, собственникам нежилых помещений в многоквартирных домах все-таки  рекомендуется самим заключать договоры с региональным оператором, не перекладывая данную обязанность на арендаторов.

Установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз. Погрузка включает в себя и уборку мест погрузки.

Из обязанностей  установленных для Исполнителя по договору на обращение с ТКО хотелось бы обратить внимание на следующие:

— обязанность по обслуживанию мусопроводов;

— обязанность производить расчет платы за услугу и перерасчет в случае предоставления некачественной услуги  или когда потребитель временно отсутствует в квартире.

— проверку правильности начисления платы  при обращении потребителя и выдача документов с правильно начисленными платежами;

— предоставление по требованию потребителя информации о помесячных объемах и массе ТКО за расчетные периоды (расчетным периодом считается один месяц), образующихся в МКД и количестве и объеме контейнеров, установленных в местах погрузки отходов.

С целью правильного расчета платы за услугу Исполнитель также вправе устанавливать фактическое количество лиц, проживающих в помещении, путем составления соответствующего акта.

Потребитель помимо обязанности полностью и вовремя  вносить плату за услугу по обращению с отходами обязан не складировать отходы вне контейнеров и бункеров, специально предназначенных для этих целей.

Стоимость услуги по обращению с ТКО формируется на основании единого тарифа регионального оператора, рассчитанного согласно законодательству об отходах и норматива накопления ТКО, который устанавливается региональной энергетической комиссией для каждого населенного пункта индивидуально.

Расчет платы за обращение с ТКО для конкретного потребителя определяется по формуле,  где количество жильцов в квартире умножается на норматив накопления за месяц и на тариф регионального оператора.

По решению властей субъекта федерации расчет платы услугу  за обращение с отходами может производиться исходя из общей площади квартиры, а не количества лиц в ней проживающих.

Конкретно в Краснодарском крае расчет платы  производиться по количеству проживающих лиц.

По решению общего собрания собственников жильцы в многоквартирном доме могут производить расчеты за услугу по обращению с отходами прямо с региональным оператором, при этом такая оплата должна учитываться Исполнителем (управляющей компанией) в качестве расчетов за предоставленную услугу по обращению с ТКО. Управляющая компания со своей стороны не вправе препятствовать такому порядку расчетов.

(2019) Автор: юрист, Никита Шляхов

Юридические услуги в сфере ЖКХ в Краснодаре

(консультации по начислениям за коммунальные услуги, споры с управляющими компаниями, заключение договоров с ресурсно-снабжающими организациями, представление интересов в суде и жилищной инспекции, обжалование незаконных действий и прочее)

Звоните прямо сейчас! Проконсультируем и поможем!

тел. +7 (978) 847-35-60